Инвалидные коляски для детей с ДЦП

В процессе реабилитации детей, страдающих ДЦП, исключительно большое значение имеют кресла-коляски.

Для многих детей-инвалидов кресло-коляска является не только средством передвижения. Зачастую в течение дня ребенок вынужден значительную часть времени проводить в кресле-коляске.

И главные требования в этом контексте состоят в том, что, инвалидные коляски для детей с ДЦП должны быть удобными, способствовать сохранению правильной осанки, профилактике формирования вторичных деформаций опорно-двигательной системы, снижению спастичности, психомоторному развитию, познавательной деятельности, общению и т.д.
детские коляски инвалиднеКонструкции колясок должны учитывать специфику двигательных нарушений и отвечать следующим основным требованиям:

  • иметь жесткую спинку высотой до верхней трети лопаток для профилактики прогрессирования кифотической деформации позвоночника;
  • удобные подлокотники (лучше откидные), регулируемые по высоте, для создания физиологического положения верхних конечностей, особенно кистей;
  • опору для ног, регулируемую по высоте, для фиксации стоп под углом 90° с креплениями для них;
  • высота, глубина и ширина сиденья должны соответствовать росту ребенка, обеспечивая надежное положение сидя с опорой поясничного отдела позвоночника на спинку, сгибание в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°;
  • наличие приспособлений, обеспечивающих отведение бедер, их фиксацию в положении отведения под углом 20-25° (с помощью абдуктора или ремней);
  • при необходимости могут быть установлены столик, дополнительные фиксаторы головы, туловища, рук, таза, а также ручки или поручни для транспортировки ребенка сопровождающим лицом.


Критериями выбора конструкции коляски являются:

  • состояние ребенка, степень тяжести двигательных нарушений и возможность самостоятельного удержания правильной позы в положении сидя;
  • возможность ребенка самостоятельно управлять коляской;
  • социальная активность ребенка, общение, обучение, социально-бытовые условия, мотивация и заинтересованность родителей или окружающих людей в помощи ребенку.


Конструкция кресла-коляски должна предусматривать возможность эксплуатации как в домашних условиях, так и в общественных местах.

Большинство кресел-колясок имеют различные приспособления, обеспечивающие подъем сиденья относительно рамы или шасси, изменение наклона сиденья, изменение угла наклона спинки, регулируемую по положению и высоте подножку, столик для игр и учебной деятельности и ряд других приспособлений, повышающих функциональность. Помимо специальных колясок выпускаются складные.


Для детей с легкими нарушениями коляски применяют только в случае необходимости транспортировки на достаточно большие расстояния, когда ребенок быстро утомляется или ослаблен. Детям с умеренными нарушениями коляски рекомендованы для прогулок на улице, передвижения внутри помещения на значительные расстояния (в школе, в интернатах), для учебы, приема пищи, отдыха в правильном положении сидя.


Детям с легкой и средней степенью двигательных нарушений, способным достаточно хорошо удерживать позу сидя, с незначительно нарушенной или ненарушенной функцией рук рекомендованы коляски с ручным приводом за счет самостоятельного вращения колес. В основном это дети со спастической диплегией, атонической формой или легкой степенью гемипареза или гиперкинезов. Такие коляски должны иметь откидывающиеся подножки и подлокотники, что позволяет ребенку быть более активным в социальном плане, при самообслуживании.


Для детей с тяжелой степенью двигательных нарушений рекомендуется подушка от пролежней.